«Батальон» вступает в бой. Первый канал запускает телеверсию фильма
9 и 10 марта на Первом канале состоится премьера телевизионной версии, нашумевшей и отмеченной, как критиками, так и зрителями военно-исторической драмы - «Батальонъ».
Полнометражная версия картины, вышедшая в кинопрокат в феврале 2015 года, стала первой и единственной военной кинолентой за всю историю отечественного кинематографа, получившей боле 30 международных наград на трех континентах - в США, Европе и Азии. О международном успехе «Батальона», о том, как велась работа над картиной и многом другом «АиФ» поговорил с автором идеи и генеральным продюсером фильма Игорем Угольниковым.
- Игорь Станиславович, участвовал ли режиссёр фильма Дмитрий Месхиев в работе над телевизионной версией?
- Нет. Дмитрий Дмитриевич занят съёмками своей новой картины. Собственно, и полнометражный фильм «Батальонъ» я собирал в результате сам, готовя к прокату. В этом мне помогал Фёдор Бондарчук, сопродюсер фильма и мой друг, мнению которого я доверяю. Я благодарен Месхиеву за его работу, хоть с ним было, поверьте, очень нелегко. Но, как и в фильме «Брестская крепость», где режиссёром выступил Александр Котт, окончательно свои фильмы собираю я сам, безусловно, согласуя свои действия с режиссером. Для меня это очень важно – постпродакшн. Когда фильм снят – наступает моё время. Я не пропускаю ни одной мелочи - ни в изображении, ни, что не менее важно, в звуке. Я очень дотошный – знаю, многих это раздражает, но это так.
- В производстве фильма Вам оказали поддержку такие влиятельные государственные организации, как Министерство культуры РФ, Российское военно-историческое общество, Русское географическое общество и другие. Как Вам удалось их привлечь?
- После «Брестской крепости» - картины, в которой я также выступил генеральным продюсером, мне уже не пришлось никого «уговаривать». Мы хотели снять кино, которое было очень нужно всем. С нами в этом согласилось и Министерство культуры, и все другие участники проекта.
А при нынешней непростой обстановке в мире, в свете произошедшего за последние два года, все события, которые происходят в нашей картине, видятся многим очень актуальными. Получается, что мы сняли такое «современное» кино - в нем есть много созвучного нынешней ситуации. Например, это присутствие сил, способных разрушить нашу армию, страну изнутри.
- Существует такое мнение, что батальон Бочкаревой принес кровавую, бессмысленную жертву. Согласны ли Вы с этим?
- Правда заключается в том, что батальон Бочкаревой шел на фронт не просто воевать, а умирать. На их знамени было написано «Батальон смерти». И для этих девочек умереть за родину – не было бессмысленностью. Первая мировая война была действительно, как ее называют, «Великой» для всех стран, принимавших в ней участие. Исход этой войны определил жизнь современной цивилизации. Именно эта война стала ключевым событием, преломившим ход истории. С нее началась новая эпоха, которая продолжается по сей день. Россия в период Первой Мировой, раздираемая клубком социально-политических противоречий, все же была на колоссальном подъеме. Увы, все это стерли из нашей памяти. Так вот я не считаю, что жертва этих женщин была бессмысленной. В нее был заложен особый, эпический смысл. Каждый наш поступок, неважно, маленький или значительный, не проходит бесследно. Так или иначе, он изменяет нашу жизнь, и, в большей или меньшей степени, жизнь нашей страны. Эти девочки – герои. Работая над картиной, я очень хотел вернуть память об этих героях.
«Войны – это предупреждение о хрупкости человека»
- Вы сказали, что события Первой мировой войны стерты из нашей исторической памяти. С чем это связано?
- С подписанием между Советской Россией и Германией позорного Брестского мира на крайне невыгодных для российской стороны условиях. Мы признали потерю ряда крупных территорий, входящих в состав Российской Империи.
Именно об этом почти не говорилось в советское время. Сегодня мы наконец дожили до того времени, когда можем рассказывать правду и о тех событиях. Я убежден, что как Первая, так и Вторая мировые войны должны послужить предупреждением о хрупкости человеческой природы, способной слепо повести по дороге самоуничтожения.
- «Батальонъ» - единственная российская военная картина, получившая более 30 международных наград на трех континентах: в Америке, Европе и Азии. В чем, по-вашему, феномен международного успеха «Батальона»?
- Мне кажется, что наша картина, при всем ее трагизме и глубине, должна быть понятна каждому. История подвига батальона Марии Бочкаревой - масштабный, яркий сюжет, достойный кинематографа. Подумайте только: батальон, состоящий из одних женщин, оставался держать оборону до конца. Вообще женская готовность к самопожертвованию – главный лейтмотив нашей картины. Этот лейтмотив, возможно, наиболее узнаваем в мире. Я считаю мировое признание «Батальона» - геополитическим шагом российского кинематографа, столь необходимым в наше время. Это, прежде всего, победа русского кино, лучших традиций отечественной киношколы, которых мы старались придерживаться в своей работе.
«Мы пытались быть максимально честными»
- После международного признания «Батальона» мировая киноиндустрия обратила внимание на российский военный кинематограф в целом. Как Вы думаете, действительно ли авторитет нашего военного кино возрастает?
- Я очень надеюсь на то, что благодаря нашей работе и работе наших коллег, создающих достойные фильмы о войне, к нам действительно начнут прислушиваться в мире. Не скрою, внушительный призовой фонд «Батальона» дает основания полагать, что наш авторитет возрос.
Мы пытались честно рассказывать о малоизвестных событиях Первой Мировой войны, до недавнего времени считавшейся у нас забытой. Мы старались быть честными не только перед зрителями, но и перед самими собой. Может быть, такой подход отчасти способствовал признанию картины в мире. Как бы там ни было, я убежден, что военный кинематограф способен предотвращать трагедии мировых конфликтов. Хочется верить, что мы внесли свой небольшой вклад в этом направлении.
- Насколько военное кино сегодня востребовано в России?
- В России запрос на военно-историческое кино очевиден. Наши зрители изголодались по серьезным, глубоким фильмам. Я вообще считаю, что самые успешные наши картины – те, что были сняты вне рамок так называемой «голливутизации». Глупо в темах и в съемках подстраиваться под чужие каноны. Как показала практика, выигрываем мы тогда, когда не идем по чужеродному пути. У нас было великое советское кино, которое с восторгом смотрел весь мир. У нас есть богатая кинематографическая школа. «Летят журавли» и «Война и мир» были признаны лучшими и обеспечили солидные кассовые сборы в мировом прокате. Мы старались делать хорошее, глубокое кино о людях и для людей, кино, которое впитывало бы в себя все великое наследие из отечественного кинематографа. Мне кажется, с таким подходом мы сможем оправдать ожидания тех, кто верит в будущее нашего кинематографа.
- Что бы Вам хотелось пожелать зрителям фильма «Батальонъ» перед просмотром картины?
- Мне представляется, что одна из главных задач военного кино – пробуждение гордости за свою родину, которая немыслима без осознания величия и трагизма ее истории. Настало время отдать долги тем, кто погиб, сражаясь за Россию на фронтах Первой мировой войны. Я желаю нашим зрителям осознать, насколько сегодняшние реалии связаны корнями с событиями прошлого. И я желаю им испытать эту святую гордость за наш народ, за наше великое прошлое!
- Ваши планы на будущее?
- Мы серьезно задумались о фильме, повествующем о событиях 1917 года, повернувших ход мировой истории…
Сергей Грачёв