БАТАЛЬОНЪ
Ссылка на официальный сайт фильма (нажмите, чтобы перейти)
В Санкт-Петербурге прошли съемки полнометражного художественного фильма "Батальона смерти" о женском отряде, сформированном в 1917 году в Петрограде по приказу Временного правительства. В составе этого женского батальона воевали 300 женщин, во главе с кавалером Георгиевского креста Марией Бочкаревой.
Официальный международный трейлер от прокатчика "Walt Disney Sony Pictures Releasing"
Стенограмма Международного научно-общественного форума «Великая война. Уроки истории»
31 июля 2014 г., Москва (Россия) Центральный музей Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.
Угольников Игорь Станиславович, председатель Телерадиовещательной организации Союзного Государства России и Белоруссии (ТРО Союза).
Роль кинематографа в возвращении исторической памяти о событиях Первой мировой войны
Я приветствую участников Форума!
Сегодня говорилось о том, что Первая мировая война является забытой войной, а события тех лет, до недавнего времени представлялись отечественной историей лишь как пролог к Октябрьской социалистической революции. После 1917 года подвиги и жертвы миллионов российских офицеров и солдат, сражавшихся за Царя и Отечество и сложивших слои головы, к сожалению, были преданы забвению.
Войну считали преступной и империалистической, и изучать ее следовало именно с этой позиции.
Президент нашей страны Владимир Владимирович Путин высказал свое мнение о Первой мировой войне в Совете Федерации 27 июня 2012 года.
«Допустив поражение России в Первой мировой войне, большевики совершили акт национального предательства», – сказал В.В. Путин. Наша страна проиграла потерпевшей поражение стороне и это уникальная ситуация. Ответственность за это лежит на тогдашнем руководстве, то есть на большевиках. Позднее лидеры Советской России извлекли уроки из этого поражения, и руководство нашей страны искупило эту вину в ходе Второй мировой войны. К слову, именно поражение в Первой мировой войне, полагает наш Президент, стало причиной того, что сама война является забытой. Ее итогом стали громадные человеческие и территориальные потери. Но все это замалчивалось в угоду партийным интересам. Теперь же настало время отдать долг памяти тем, кто погиб, сражаясь за Россию на фронтах Первой мировой войны.
Время все расставляет на свои места, и теперь мы понимаем, что Первая мировая была поистине Великой войной. Я говорю о нас, россиянах, французы это знают и так. Война, где солдаты и офицеры отдавали жизнь за Родину, война, где весь народ боролся за победу и верил в нее. Это была война, где предательство вырвало победу у России, война, исход которой определил жизнь современной цивилизации. Миллионы жертв, передел мира, кровавые революции, сотни миллионов исковерканных человеческих судеб.
Последствия той войны продолжают ощущаться и сегодня, но мы как будто не хотим этого понимать, и, уж тем более, не делаем выводов из собственной истории, каждый раз наступая на те же грабли, но уже на новом этапе развития.
Сегодняшние школьники плохо себе представляют реалии Великой Отечественной войны, ограничиваясь заучиванием обязательных дат: начало, конец и так далее. И, тем более, что говорить о Первой мировой войне, наши дети об этом ничего не знают. А ведь война началась всего ровно век назад.
Для наших детей, для многих их родителей, та война – предание глубокой старины. Однако именно та Великая война стала ключевым событием в Мировой истории, переломным моментом XX века. Именно с нее начинается летоисчисление новой исторической эпохи, которая продолжается по сей день.
На этой войне погибли наши предки, мой прадед погиб на этой войне, и я всегда чувствовал огромную несправедливость по отношению к его памяти. Я уверен, что возвращать память защитникам Отечества – наша святая обязанность.
Знаменитая фраза В. И. Ленина о том, что из всех искусств для нас важнейшим является кино, была произнесена им в 1922 году. Как известно, В.И. Ленин имел ввиду, что кино как самое доступное широким слоям населения зрелище может быть эффективно использовано в целях пропаганды.
Широкую пропаганду патриотических идеалов и принципов мы наблюдали в эпоху советского кино. Российское кино, на мой взгляд, должно активно заимствовать это качество у советского кино. Зрителю нужны картины, которые рождают гордость за свой народ, за свою историю. Снимать же военное кино, конечно очень сложно, а фильмы о Первой мировой войне тем более.
У нас нет возможности сравнить свою работу с какими-нибудь другими фильмами, потому что о Первой мировой войне в российском и советском кино снималось очень мало картин. Если реалии Великой Отечественной войны наш с вами зрительский глаз воспринимает очень четко, это живет в нас с рождения, то Первую мировую войну мы не представляем с вами ни по изображениям, ни по костюмам, ни по вооружению. Не говоря уже о том, что мы с вами не знаем, как люди говорили, какова была субординация, и что вообще творилось в те годы. К тому же, создание фильма о Первой мировой войне требует больших средств на исторические декорации, постановку сложных батальных сцен.
Тем не менее, снимать военное кино, в том числе о Первом мировой войне, необходимо. Но оно, на мой взгляд, должно соответствовать определенным требованиям. Мы, кинематографисты, несем ответственность перед обществом за те фильмы, которые снимаем, и те идеалы, которые мы пропагандируем с помощью своих фильмов.
Во-первых, военное кино должно быть обязательно правдивым. Я считаю, что неприемлемы лживые фильмы, которые призваны опорочить честь наших военных. На мой взгляд, военное кино должно способствовать именно патриотическому, а не антипатриотическому воспитанию. Во всех своих картинах я требую соблюдения исторической достоверности, вплоть до мелочей.
Во-вторых, необходимо принимать наследие, как я уже сказал, военного кино советского времени. Советские фильмы о войне делали выдающиеся сценаристы, режиссеры и операторы, а роли в них исполняли замечательные и всеми любимые актеры. Советское кино задало достаточно высокие стандарты качества драматургии и визуализации. Военное кино должно быть качественным, повторюсь, важно не то, что мы снимаем, а как мы это делаем.
В-третьих, в военном фильме необходим глубокий патриотический смысл.
Я надеюсь, что и в дальнейшем мы будем чувствовать поддержку государства, и надеюсь, что у нас с каждым годом будет все больше лент, отвечающих и стратегическим задачам развития страны, и вопросам общества, несущим серьезную созидательную и образовательную силу, продвигающим цели патриотизма.
И теперь о фильме: мы закончили съемки фильма «Батальон смерти», рассказывающем об одном из эпизодов Первой мировой войны. Идея создания этой картины пришла еще во время работы над фильмом «Брестская крепость». Мы вполне логично задумывались о том, как и почему началась Вторая мировая война и пришли к выводу, что Вторая мировая – это незаконченная Первая.
Но если события Второй мировой войны были неоднократно экранизированы, то Первая мировая война для трех поколений стала закрытой и забытой.
Создание фильма «Батальон смерти» – это как раз послание нашим будущим поколениям, нашим детям и внукам.
Картина рассказывает о женском батальоне смерти, отряде женщин, под командованием Марии Бочкаревой, созданного в Петрограде по приказу Временного правительства в 1917 году. На фронте эти женщины подавали пример храбрости мужчинам, при этом оставаясь женщинами, со своими мечтами и надеждами. Их уникальные судьбы сплетаются в увлекательное драматургическое полотно, которое позволяет зрителям поставить себя на место героинь, осознать, сколь нелегким был их выбор жертвовать жизнью во имя Родины.
Несмотря на смутное время, на политические разногласия, раздиравшие страну, на непривычную роль воительниц, а ведь эти женщины были первыми, кто в истории страны столь организованно взялся за оружие, они опирались на идеалы высокой чести и глубочайшей веры в Бога и пожертвовали жизнями во имя Отечества, во имя свободы.
Кстати это тоже большое отличие от экранизации событий Второй мировой и Первой мировой войны. Бога во Второй мировой войне, во всяком случае, так было принято, не было. В Первой мировой войне шли за Царя и Отечество, перекрестившись.
В конце июня женский батальон смерти в составе двухсот человек прибыл в действующую армию под Сморгонь (нынешнюю Белоруссию) и лишь через неделю вступил в бой. Несколько раз батальон поднимался в контратаки, отряд под командованием Бочкаревой вел себя в бою геройски, подавая пример храбрости и спокойствия, поднимая дух мужчин, солдат, и доказал, что каждая из этих женщин-героев достойна звания воина Российской Армии.
Уникальность выбранных нами образов женщин-воинов, я думаю, позволит добиться высокой степени интереса и сочувствия у зрителей, вызовет гордость за наш народ, за наше прошлое.
Я благодарю Министерство культуры Российской Федерации, лично Министра культуры за поддержку создания фильма, Российское военно-историческое общество, Российское историческое общество, а также всех тех, кто помогал нам в создании этой ленты.
У вас будет уникальная возможность, вы будете первыми, кто увидит небольшой фрагмент, маленький сюжет, который я сложил из нашей картины буквально недавно, несколько дней назад для того, чтобы показать вам на этом Форуме.
Всю картину будем готовить к ноябрю месяцу, картина большая, сложная, требует внимательного отношения к мелочам.
Я благодарю вас за внимание. Спасибо.
(Нажмите на картинку, чтобы посмотреть буклет)
Партнёры: